Финны в истории Царской России

Предыстория: что, как и почему?

Итак, пожалуй, каждый человек, знакомый с историей Петербурга, в курсе, что его коренное население отнюдь не русские, а финны. Это факт, который надо принимать как давность. Почему же историки думают так? Потому что на территории сегодняшнего Петербурга, на берегах реки Невы, существовали финские поселения еще задолго до основания городка. Когда же город все-таки появился на карте РФ, он был назван Петербургом, а первыми жителями в нем были как раз таки финны, так как все городские территории были сложены из огромного кол-ва деревень финнов.

В 1710 г. финны создали вместе со шведами лютеранскую общину. В 1734 г. им был выделен участок земли, на котором отстроили церковь из дерева – церковь Св. Анны. В 1745 г. произошло отделение шведов от финской общины, а последней в собственность и подчинение перешла церковь, названная выше. Тогда же было принято решение о назначении Э. А. Норденберга первым пастором в ней. В 1805 г. возвели первую каменную церковь. Кол-во прихожан в 1790 г. составляло 3,720 тыс. человек, а спустя семьдесят лет их стало уже 13 тыс. Население росло, и причина для этого – присоединение Финляндии к Российской Империи. Финны властвовали в таких поселениях, как Александровское, Тентелева, Емельяновка, Волынкино. При храме действовали школа, несколько приютов и богадельня.

Классификация первого населения города

Уже тогда финское население предпочитали подразделять на 2 основные группы. Первая – чухон-ингерманландцы, а вторая – коренные финны или выходцы из Финляндии. Женщины работали прислугой, прачками, кухарками и няньками, а мужчины тоже занимались тяжелой «черной» работой, работая извозчиками, трубочистами, сапожниками, портными. Интеллигенция также была, но в нее входили финские шведы. Они занимались уже другими занятиями, выполняя более престижную работу (ювелиры, ремесленники, пасторы). Самая крупная деревня, в которой жили финны – Коломяги. Здесь проживали члены прихода, а также известные семьи.

В девятнадцатом веке в Санкт-Петербурге учились многие выходцы из Финляндии, которые впоследствии стали довольно-таки известными личностями на территории двух стран. К 1910 г. в Петербурге насчитывали более 20 тыс. человек. Они старались жить обособленно, неся в младое поколение свой язык, религию, традиции в быту и т.д. В дореволюционный период в общине лютеран состояли 60 тыс. граждан.