Дом Чичерина

Дом Чичерина – архитектурный памятник с историческим значением, который возвели на углу Невского проспекта и р. Мойки, расположенной у Зеленого моста. Сам же Н. И. Чичерин был генерал-полицмейстером в Петербурге.

Краткая историческая справка

В 1716 г. возвели дом на участке, взяв за основу проект Н. Ф. Гербеля. По сути, вот так и отстроили деревянный Мытный двор. Спустя три года возвели еще и гостиный двор из камня. К достройке был привлечен Г. И. Маттарнови. В 1736 г. произошел большой пожар, который закончился тем, что оба здания сгорели. Участок не застраивали долго.

В 1755 г. был отстроен огромный временный Зимний дворец Елизаветы Петровны (императрица). Материал изготовления - древесина. В этот раз проект был создан Б. Растрелли. Новое здание простиралось до Малой Морской улицы. Когда дворец был перестроен из камня, деревянную постройку разобрали. Большую Морскую улицу проложили вплоть до Невского проспекта.

В 1768 г. земельный участок стал собственностью Н. И. Чичерина. Тогда-то и построили дом, который сохраняется и поныне. Не ясно, кто вел строительные работы. Скорее всего, над внешним обликом работали разные мастера, в том числе и Юрий Фельтен, который был помощником у Б. Ф. Растрелли. Фасады Зимнего перекликаются с оформлением дома. Стилистика такова, что заметен переход от барокко к раннему классицизму.

Два столетия назад дом перестраивали неоднократно. Например, в 1810 г. проект пристройки корпуса по Большой Морской улице разработал Стасов. Он был оформлен в сухих формах классицизма. В 1858 г. работы по капительной реконструкции провел Н. П. Гребенка.

Несколько слов об архитектурном облике

Здание – образец раннего классицизма. Главная деталь – 2-ярусная колоннада. В конце 19 века достроили многочисленные дворовые флигели. К сожалению, до сегодняшнего дня не сохранилась отделка помещений в стиле раннего классицизма. В круглом зале на III этаже сохранились 2 колонны и 2 пилястры коринфского ордера, которые изготовили из искусственного мрамора. Каменный корпус также оформлен в стиле строгого классицизма.

В 1858 г. дом стал собственностью купцов Елисеевых. Первый владелец был коллекционером и меценатом. В доме выставляли коллекцию произведений Родена (скульптор-француз). Потом передали ее в Эрмитаж. При переделке здания в 1858 г. окна перестали быть овальными, став прямоугольными, пилоны создали вместо колонн верхнего этажа. В 1902 г. отремонтировали здание со стороны Мойки.

Великие жильцы

Д. Кваренги (архитектор), А. С. Пушкин, Грибоедов, Кюхельбекер, Ф, М. Достоевский. Одно время в здании был магазин, потом семейные апартаменты, типография и т.д.