Смольный Воскресенский собор

Смольный ансамбль находится на берегу речки Невы, где расположены смоляные дворы, на которых в восемнадцатом веке варили смолу для строительства кораблей. Незадолго до своего сорокалетнего юбилея императрица Елизавета решила отправиться в монастырь, что завершить свои дни в покое и тишине. Она издала указ о строительстве монастыря для 120 девушек из дворянских семей, в котором сама должна была стать настоятельницей. Проект Смольного Воскресенского собора принял архитектор Франческо Растрелли.

Величественный собор начал строиться в годы царствования Елизаветы, а был окончательно завершен при Николае Первом.

Эта церковь по праву называется жемчужиной барокко в Петербурге. Храм после царского указа стал величаться Собором всех учебных заведений.

Именно во время начала строительства этого собора императрица Елизавета указала восстановить пятиглавие в Петербурге – классическое завершение православной церкви.

По выразительности композиции, живописности, внешнему убранству Смольный собор стал одной из вершин мирового зодчества.

Строительство монастыря

Начало строительство ознаменовалось широким размахом. Финансирование работ было регулярным и полным. Однако, когда началась Семилетняя война в середине восемнадцатого столетия, козна обеднела, и деньги на строительство храма перестали поступать. Растрелли так и не завершил свой проект. После победного завершения войны с Пруссией императрица уже не желала отправляться в монастырь.

В плане архитектурный ансамбль представляет собой греческий крест с собором по центру и четырьмя церквами в углах. Смольный Воскресенский собор был построен в стиле елизаветинского пышного барокко. Пятиглавие храма выполнено довольно нестандартным образом. По первоначальному проекту Растрелли, планировалось возведение однокупольного собора по образцу европейского храма, однако императрица Елизавета со всем упорством настаивала на пятиглавии.

В результате собор получил пять глав, однако только один купол в самом центре непосредственно относился к храму, а все остальные купола – колокольни. Шикарное декорирование фасадов, обильное применение позолоты, яркое сочетание голубых стен и лепки из белого камня – все это придало собору особенной торжественности и праздничности.

Судьба собора

Растрелли, который скончался в 1771 году, так и не дождался завершения работ по строительству, которые в конце восемнадцатого столетия и вовсе прекратились. И только в тридцатых годах девятнадцатого столетия русский архитектор В. Стасов вновь начал строительство, занявшись внутренней отделкой церкви. Просторный зал храма был отделан мрамором, в нем были построены три торжественных иконостаса, а перед алтарями установили балюстраду из хрусталя особой огранки. Кафедра была декорирована тончайшей резьбой.

Во времена революции 17-го года собор пережил серьезные разрушения. Долгие годы он выполнял функцию простого склада. А в 1990 году здесь открылся выставочный комплекс.